Шаг навстречу: дорожники и грузоперевозчики ищут взаимный компромисс
Вопросы обеспечения сохранности дорог и мостов, безопасности дорожного движения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования на территории региона обсуждались в ходе совещания при председателе правительства Алексее Алсуфьеве.
В совещании приняли участие представители региональных министерств и ведомств, «Архангельскавтодора», Региональной транспортной службы, грузоперевозчики и грузоотправители, сотрудники ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора.
— В актуальности обсуждаемой проблемы нет никаких сомнений, — отметил Алексей Алсуфьев. – Вопрос соблюдения транспортной дисциплины, особенно в части перевозки крупнотоннажных грузов, стоит достаточно остро. Мы прекрасно осознаём, что развитие экономики, рост производства влечет за собой и рост объёма перевозок, в том числе и автомобильным транспортом. Но в сохранности дорог и мостов перевозчики должны быть заинтересованы не меньше, чем сами дорожники. Исходя из этих постулатов, мы и должны найти взаимоприемлемый компромисс.
Действительно, как отметил в своём докладе министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов, дороги и мосты региона постоянно испытывают перегрузки. Во многом это связано с тем, что автотрассы, построенные в 1960-1980 годы, были рассчитаны на более скромные нагрузки: 6-8 тонн на ось или на средний грузовой автомобиль грузоподъёмностью до 15 тонн. Современные трассы строятся уже исходя из новых нормативов: нагрузка на ось 10-12 тонн, а допустимая масса автопоезда составляет 44 тонны. Однако таких современных дорог пока всего 30 процентов в общем объёме протяжённости автотрасс на территории региона. Между тем, дорожники фиксируют прохождение автопоездов весом до 100 тонн. Это, конечно, случаи единичные, но ярко демонстрирующие уровень транспортной дисциплины.
Ещё одна проблема — прохождение тяжеловесов с превышением допустимой массы по ледовым переправам, которые в этот зимний сезон, с учётом климатических особенностей декабря 2017 года и первой половины января 2018 года, имеют ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности отдельных территорий и муниципальных образований Поморья.
Напомним, всего за 2017 год архангельской Региональной транспортной службой совместно с органами ГИБДД было оформлено 304 акта о превышении грузовыми автомобилями установленных ограничений. С грузоперевозчиков было взыскано 14 миллионов рублей за вред, нанесенный автодорогам. Средства направлены в региональный дорожный фонд.
Серьёзные вопросы к грузоперевозчикам есть и у Упрдор «Холмогоры». Как отметил начальник Управления автомобильной магистрали Москва — Архангельск Константин Чупров, перевозка грузов с массами выше критических значений может привести к необратимым последствиям. При этом на федеральной трассе М-8 действуют посты весового контроля: три в Вологодской области и два — в Архангельской.
Введены в эксплуатацию и автоматизированные системы фото- и видеофиксации, которые способны в режиме онлайн передавать сведения о нарушителях транспортной дисциплины. Напомним, что подобные системы будут дополнительно установлены и на региональных трассах.
Как было отмечено в ходе совещания, и дорожники, и перевозчики согласны с тем, что рост объёмов перевозок напрямую связан с развитием экономики региона. Вместе с тем представители крупных грузополучателей, принимавших участие в совещании, выразили готовность рассмотреть возможность компенсации наносимого ущерба дорожной сети в привязке к объёмам и массам перевозимых грузов. Ещё один вариант — переориентация на железнодорожные перевозки — требует тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон в части выработки приемлемого тарифного решения.
По итогам совещания принято решение подготовить протокол с конкретными предложениями, который может стать основой для заключения публичного соглашения между перевозчиками и дорожниками, направленного на соблюдение транспортной дисциплины и обеспечение принятия мер, направленных на сохранение дорог и мостов в Архангельской области.